На этот раз мы хотели бы рассказать о легендарных аппаратах, выпущенных в СССР: хотя подавляющее их большинство является клонами западных моделей, среди них были и интересные устройства, с которыми у многих связаны тёплые воспоминания.
0
Смена-8М
С этого примитивного фотоаппарата (на иллюстрации выше) начался творческий путь многих советских и постсоветских фотолюбитей. Шкальная фокусировка (то есть «на глазок»), минимальный набор выдержек и диафрагм, отсутствие экспонометра — всё это при должной сноровке не могло помешать получению неплохих снимков, тем более что «Смена-8М» оснащалась неплохим и довольно резким объективом типа триплет с фокусным расстоянием 43 мм и светосилой f/4.
0
Ленинград
В Советском Союзе производилось немало клонов немецких дальномерных камер. Однако помимо «ФЭДов» (которые являлись плохими копиями Leica) и «Зорких» (представлявших собой дальнейшее развитие «ФЭДов»), в СССР производился и по-настоящему уникальный аппарат под названием «Ленинград» (1953-1954 годы). Интересен он в первую очередь тем, что в нём использовался пружинный механизм, позволявший производить серийную съёмку со скоростью до 3 к/с, причём завода хватало на 12 кадров. Остальные характеристики также были хороши для своего времени: ламельный затвор с диапазоном выдержек от 1 до 1/1000 секунды, база дальномера 57 мм, необычный видоискатель с коррекцией параллакса и «зеркальной зоной» вместо обычного для традиционных дальномеров «двойного пятна». В камере используется сменная оптика с резьбой М39х1 и рабочим отрезком 28.8 мм (такие же, как «ФЭДы» и «Зоркие»).
0
Зоркий-4
Фотоаппараты семейства «Зоркий» были, наверное, в каждой советской семье. Самым массовым из них был «Зоркий-4», который производился практически без изменений с 1956 по 1973 годы, его совокупный тираж составил более 1 млн 700 тыс. штук. Как и предыдущие варианты «Зорких», четвёртая модель оснащается шторным затвором с диапазоном выдержек от 1 до 1/1000 секунды и использует объективы с соединительной резьбой M39x1. Кстати, встроенного экспонометра в «Зорком-4» нет, поэтому для создания фотошедевров необходимо было или прикидывать экспозицию на глазок, или пользоваться ручным экспонометром.
0
Киев-2
Ещё одна легендарная советская дальномерка, легендарность которой в основном сводится к тому, что она представляет собой точную копию Contax II, а ранние партии камер даже собирались из деталей Contax, большой запас которых (вместе с оборудованием для производства) был вывезен из Восточной Германии в счёт репараций. За счёт удачной конструкции дальномерные фотоаппараты «Киев» производились практически без изменений до 80-х годов. По сравнению с другими советскими дальномерками имели очень большой и светлый видоискатель, оснащались ламельным затвором с диапазоном выдержек от 1 до 1/1000 (в ранних моделях — до 1/1250) секунды, для присоединения объективов использовался байонет Киев/Contax.
0
Киев-10 и Киев-15
На киевском заводе «Арсенал» производились не только дальномерные, но и зеркальные камеры. Самыми интересными моделями, на мой взгляд, были «Киев-10» и «Киев-15», причём выпущенный в 1965 году «Киев-10» стал не только первой советской камерой с автоматической установкой экспозиции, но и первой в мире (!) камерой с режимом приоритета выдержки. К сожалению, в нём применялся устаревший селеновый экспонометр, который к тому же располагался снаружи на корпусе камеры. Этот недостаток был исправлен в «Киеве-15» (производившемся с 1976 года), который уже оснащался TTL-экспонометром на базе сернисто-кадмиевых фоторезисторов (CdS). Главным недостатком камер был уникальный и ни с чем не совместимый байонет. Советские объективы для «Киева-10» и «Киева-15» имели обозначение «Автомат» (например, «Гелиос-81 Автомат»).
0
0
ЛОМО Компакт-Автомат
Наверное, самый знаменитая советская камера, которая дала начало целому движению — так называемой «ломографии». Представляет собой «мыльницу» с фокусировкой шкального типа (т.е. «на глазок») и автоматической установкой экспозиции. Камера оснащалась довольно резким объективом Минитар-1 с фокусным расстоянием 32 мм и светосилой f/2.8. Наверное, единственный советский фотоаппарат, который производится до сих пор (по заказу Ломографического общества).
0
Салют
Фотоаппарат, который называли «советским Хассельбладом» — собственно, за его образец при конструировании и был принят Hasselblad 1600F. Предназначен для съёмки кадров размером 56х56 мм на среднеформатную плёнку типа 120 или 220. Все аксессуары для «Салюта» полностью совместимы с ранними «Хассельбладами», включая плёночные задники, сменные аксессуары и объективы. Камера оснащалась фокальным затвором с диапазоном выдержек от 1 до 1/1000 секунды. Всего в СССР производилось 13 объективов с байонетом В, предназначенных для использования с «Салютом» и «Салютом-С».
0
Горизонт
Это сейчас мы, избалованные цифровыми технологиями, воспринимаем панорамы как нечто само собой разумеющееся. А в плёночные времена съёмка панорамных кадров была связана с гигантским количеством сложностей. Как ни странно, в Советском Союзе производилась одна из лучших в мире панорамных камер — «Горизонт». Объектив и затвор в этой камере были установлены на вращающемся барабане, размер кадра на стандартной 35-миллиметровой плёнке составлял 24х58 мм. Одним из секретов успеха «Горизонта» был объектив — очень резкий четырёхлинзовый анастигмат «МС ОФ-28П», который изначально разрабатывался для военных применений. В советские времена купить «Горизонт» было очень сложно, поскольку подавляющая часть камер шла на экспорт.
0
Зенит-19
Различных моделей фотоаппаратов «Зенит», выпускаемых Красногорским механическим заводом, было немало, но «Зенит-19» по праву считается одной из лучших. Этот аппарат имеет зеркальный видоискатель с отображением более 90% кадра (у более ранних моделей — лишь чуть больше 60%) и электронно-управляемый ламельный затвор, отрабатывающий выдержки от 1 до 1/1000 с (у более ранних «Зенитов» диапазон выдержек составлял от 1/30 до 1/500 с). Аппарат производился до 1988 года, самыми надёжными считаются модели, выпущенные в 1984 году или позже — они оснащались переработанным затвором (отличить такие камеры можно по выдержке синхронизации, которая составляет 1/125 с вместо 1/60 у моделей со старым затвором).
0
Алмаз-103 и Алмаз-102
Камеры «Алмаз» стали первой и последней попыткой советских инженеров создать профессиональную репортёрскую малоформатную камеру. За образец был взят Nikon F2 — очень надёжная профессиональная камера со сменными видоискателями и фокусировочными экранами. Специально для камеры были разработан принципиально новый механизм зеркала и металлический ламельный затвор с вертикальным ходом, способный отрабатывать выдержки от 10 до 1/1000 с. Для присоединения объективов использовался байонет К (как на зеркальных камерах Pentax). Модель «Алмаз-103» считалась базовой и не оснащалась встроенным экспонометром, а вот «Алмаз-102» уже имел TTL-экспонометр с цифровой индикацией экспозиции в диапазоне +/- 2 ступени.
К сожалению, «Алмазы» стали легендарными по совсем другой причине — как самые ненадёжные советские камеры. На заводе-производителе (ЛОМО) не было оборудования для изготовления деталей с необходимой точностью. Из-за проблем с обработкой детали кулачкового механизма в затворе делали не из стали, а из латуни, которая быстро давала стружку, попадающую в механизмы камеры и заклинивающую их. В результате «Алмазов-103» было выпущено чуть менее 10 тыс. экземпляров, а «Алмаз-102» — всего порядка 80 (не тысяч, а экземпляров) из-за проблем с поставками необходимой электроники.
"...хотя подавляющее их большинство является клонами западных моделей..." "...«ФЭДов» (которые являлись плохими копиями Leica)..."
Неуд за отвратительную подготовку к посту.
Начнем с начала: автор историю учить даже несобирается, но ладно это сейчас модно.
Первое до 1987 года Фототехника СССР занимала лидирующее положение в мире, именно поэтому все выезжающие из страны в качестве валюты везли пачками фотоаппараты и объективы.
Автор стыдливо пишет, что ЛОМО был представителем мыльниц, туго понимая, что он основатель этого класса, потому то и выпускается до сих пор, что является отной из первых и все еще лучшей мыльницей (автора видимо смутил устаревший дизайн аппарата, он видимо привык к виду дешевых мыльниц начала 90-х).
Дальше упоминается "Смена 8М" где неменее стыдливо замалчивается, что это самый массовый фотоаппарат в мире (гинесс в помощь). Но наверное это происки совка они миллионами штамповали фотоаппарат и выбрасывали его на помойку, ведь в совке денег никто не считал, а рекордов хотелось.
Горизонт дурной фотоаппарат предназначенный для любителеей панорам, а не единственная система в мире делающая неискаженную панораму, созданная специально для военной разведки. Кстати очень редкий тип фотоаппаратов в мире их делают единицы.
«Зените-5» первый в мире серийный фотоаппарат с моторизованной перемоткой пленки. Были и еще особенности.
А теперь десерт:
Все мы знаем, что у истоков фотопрома стоял "ФЭД" копия немецкой "Лейки".
Сразу вопрос почему плохая копия, автор сравнивал?
А теперь хочу спросить автора, а что он знает о самой компании Лейка и кто такой гениальный, что с нуля изобрел камеру, ставшую основоположником всех среднеформатных камер?
Так вот "до революции в России существовал завод Оптического Харьковского Общества (ОХО) на котором трудился выдающийся инженер Корнелий Евтушенко. Он разработал малоформатную камеру и представил опытный образец еще в 1906 году. А через 2 года началось его серийное производство. Камера получила название «Циклоп»...К сожалению, в 1916 году завод Оптического Харьковского Общества (ОХО) полностью перешел на производство продукции военного назначения. Далее, как мы все знаем – революция, гражданская война, голод. Снова запустить производство «Циклопов-Люкс» удалось лишь в 1930-х годах теперь уже в Харьковской трудовой коммуне имени Дзержинского. Так появился знаменитый ФЭД. К тому времени Барнак уже выпускал свое изобретение на заводе Эрнста Лейтца. Причем вторую модификацию. Поэтому не стоит забывать, что качество Лейки 1932 года было достигнуто русскими инженерами в 1913 году." (http://otvet.mail.ru/question/46750933)http://otvet.mail.ru/question/46750933).
Внимательнее надо к родной истории, и пореже гадить на отечественные разработки, только потому, что они отечественные.
Артем ... bgv - Горячие Эстонские парни.... что ж так трудно понять, что это обзорная статья, и ни кто досконально ТТХ тут не приводит. У каждого свое видиение фотиков того Советского времени.
К сожалению то, что выпускалось в СССР в период с 86 по 98 не содержит в себе понятие "Качество". Чистая лотерея, повезет - будет работать, неповезет - хоть изремонтируйся. Раньше качество было стабильнее (впринципе такое же как и буржуинов) позже то же, более-менее. А в этот период - увы.
Кстати всю ночь ломал голову, почему такой "гнилой" попался зенит (застывшая смазка, прелый поролон), хотя у меня лежит машинка 69 года выпуска в идеальном состоянии, и пришел к выводу, что это скорее всего утопленик. Больно приметы однозначные.
До армии учился на нём фотографировать, как посмотрю плёнки того периода... ну очень очень мало чётких и качественных кадров, все зернистые очень, не резкие. Потом в армию пошёл, там решил продолжить фотографировать, замполит выделил мне уголок с фотоувеличителем , купили мне что просил ( проявитель, фиксаж, бумагу) и фотки как то пошли вверх по качеству, а камера та же "Смена 8М". Наверное с возрастом рукожопства поменьше стало, опыт пришёл
Объектив короткофокусный и диафрагма начиналась от 3,5 потому снимки с большей глубиной резкости были. Если Инудстар какой-нибудь 50 мм с 2,8 до 5,6 зажать или 8 дырку - будет тоже большая глубина резкости.
Советским фотоаппаратом "Смена символ" делали снимки в Антарктиде,при температуре минус шестьдесят по цельсию.Другие брендовые фотоаппараты при таких условиях работать не могли!Это доказанный факт.
У меня тоже где-то Символ валяется. Экспортный вариант, с футами на шкале и чувствительностью в DIN.
Шикарный аппарат, простой как пробка. Ему бы вспышку компактную на 1-2 пальчиковых батарейках - вообще можно было бы о других пленочных забыть.
А, это который полукадровый? Ни разу не держал в руках :) Вообще жалко, что пленка померла. Меня она полностью удовлетворяла. Я тысячи снимков не делаю и в интернет выкладывать желания нет. Я и цифрой сейчас снимаю как на пленку - не ретуширую вообще никак. Только экспозицию разве поправить могу.
Где Любитель?
Смена 8м, Зоркий-4, Зенит TTL - моя коллекция фотоаппаратов, все в сохранности, еще есть увеличитель и глянцеватель...
Зоркий-4, Зенит-Е, Зенит-ТТЛ - вот это были аппараты, супер!
"...хотя подавляющее их большинство является клонами западных моделей..." "...«ФЭДов» (которые являлись плохими копиями Leica)..."
Неуд за отвратительную подготовку к посту.
Начнем с начала: автор историю учить даже несобирается, но ладно это сейчас модно.
Первое до 1987 года Фототехника СССР занимала лидирующее положение в мире, именно поэтому все выезжающие из страны в качестве валюты везли пачками фотоаппараты и объективы.
Автор стыдливо пишет, что ЛОМО был представителем мыльниц, туго понимая, что он основатель этого класса, потому то и выпускается до сих пор, что является отной из первых и все еще лучшей мыльницей (автора видимо смутил устаревший дизайн аппарата, он видимо привык к виду дешевых мыльниц начала 90-х).
Дальше упоминается "Смена 8М" где неменее стыдливо замалчивается, что это самый массовый фотоаппарат в мире (гинесс в помощь). Но наверное это происки совка они миллионами штамповали фотоаппарат и выбрасывали его на помойку, ведь в совке денег никто не считал, а рекордов хотелось.
Горизонт дурной фотоаппарат предназначенный для любителеей панорам, а не единственная система в мире делающая неискаженную панораму, созданная специально для военной разведки. Кстати очень редкий тип фотоаппаратов в мире их делают единицы.
«Зените-5» первый в мире серийный фотоаппарат с моторизованной перемоткой пленки. Были и еще особенности.
А теперь десерт:
Все мы знаем, что у истоков фотопрома стоял "ФЭД" копия немецкой "Лейки".
Сразу вопрос почему плохая копия, автор сравнивал?
А теперь хочу спросить автора, а что он знает о самой компании Лейка и кто такой гениальный, что с нуля изобрел камеру, ставшую основоположником всех среднеформатных камер?
Так вот "до революции в России существовал завод Оптического Харьковского Общества (ОХО) на котором трудился выдающийся инженер Корнелий Евтушенко. Он разработал малоформатную камеру и представил опытный образец еще в 1906 году. А через 2 года началось его серийное производство. Камера получила название «Циклоп»...К сожалению, в 1916 году завод Оптического Харьковского Общества (ОХО) полностью перешел на производство продукции военного назначения. Далее, как мы все знаем – революция, гражданская война, голод. Снова запустить производство «Циклопов-Люкс» удалось лишь в 1930-х годах теперь уже в Харьковской трудовой коммуне имени Дзержинского. Так появился знаменитый ФЭД. К тому времени Барнак уже выпускал свое изобретение на заводе Эрнста Лейтца. Причем вторую модификацию. Поэтому не стоит забывать, что качество Лейки 1932 года было достигнуто русскими инженерами в 1913 году." (http://otvet.mail.ru/question/46750933)http://otvet.mail.ru/question/46750933).
Внимательнее надо к родной истории, и пореже гадить на отечественные разработки, только потому, что они отечественные.
Ну и? Возвращается - это все фотоаппараты 80-х! Практически в одно время выпускались!
Артем ... bgv - Горячие Эстонские парни.... что ж так трудно понять, что это обзорная статья, и ни кто досконально ТТХ тут не приводит. У каждого свое видиение фотиков того Советского времени.
К сожалению то, что выпускалось в СССР в период с 86 по 98 не содержит в себе понятие "Качество". Чистая лотерея, повезет - будет работать, неповезет - хоть изремонтируйся. Раньше качество было стабильнее (впринципе такое же как и буржуинов) позже то же, более-менее. А в этот период - увы.
Кстати всю ночь ломал голову, почему такой "гнилой" попался зенит (застывшая смазка, прелый поролон), хотя у меня лежит машинка 69 года выпуска в идеальном состоянии, и пришел к выводу, что это скорее всего утопленик. Больно приметы однозначные.
Смазка везде густеет, пороллон везде сыпется, не надо уж тут лукавить.
А по поводу качества - просто зениты стали выпускаться на БелОМО...
Ну в моём аппарате - нет, значит не везде. С другой стороны исправный аппарат в ремонт непонесут, может партия или завод?
у меня ФЭД-5 живой,в отличном состоянии
Была "Смена-8М", иногда фото по качеству получались просто потрясающие, сам офигевал!!!
До армии учился на нём фотографировать, как посмотрю плёнки того периода... ну очень очень мало чётких и качественных кадров, все зернистые очень, не резкие. Потом в армию пошёл, там решил продолжить фотографировать, замполит выделил мне уголок с фотоувеличителем , купили мне что просил ( проявитель, фиксаж, бумагу) и фотки как то пошли вверх по качеству, а камера та же "Смена 8М". Наверное с возрастом рукожопства поменьше стало, опыт пришёл
Был у меня Киев-4М. Хорошая машинка была. Сейчас еще Практика лежит с длиннофокусным объективом.
У "Смены" глубина резкости просто отличная.При наличии экспонометра получались замечательные снимки.
Объектив короткофокусный и диафрагма начиналась от 3,5 потому снимки с большей глубиной резкости были. Если Инудстар какой-нибудь 50 мм с 2,8 до 5,6 зажать или 8 дырку - будет тоже большая глубина резкости.
От 4 то есть начинается у Смены диафрагма (судя по фотке)
Советским фотоаппаратом "Смена символ" делали снимки в Антарктиде,при температуре минус шестьдесят по цельсию.Другие брендовые фотоаппараты при таких условиях работать не могли!Это доказанный факт.
У меня тоже где-то Символ валяется. Экспортный вариант, с футами на шкале и чувствительностью в DIN.
Шикарный аппарат, простой как пробка. Ему бы вспышку компактную на 1-2 пальчиковых батарейках - вообще можно было бы о других пленочных забыть.
У меня ФЭД 2 рабочий и Зоркий сейчас. Но снимаю на пленку на Nikon F80 иногда. Если бы была ч/б пленка в наличии пощелкал бы на ФЭД ))
У меня Чайка еще осталась. Помню раньше 72 кадра с 36 кадровой плёнки - это было круто :)
А, это который полукадровый? Ни разу не держал в руках :) Вообще жалко, что пленка померла. Меня она полностью удовлетворяла. Я тысячи снимков не делаю и в интернет выкладывать желания нет. Я и цифрой сейчас снимаю как на пленку - не ретуширую вообще никак. Только экспозицию разве поправить могу.
Есть сейчас. Но если ты далеко от крупного города - заказывай через инет